УКРАИНСКАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   ЦЕРКОВЬ

КИЕВСКАЯ   МИТРОПОЛИЯ      

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
при 17-й городской больнице г.Киева

Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил /Святой праведный Алексий Мечев/

  

храм
свт. 
Николая Чудотворца

hram 1

Полезные ссылки

Наша лепта

Украина - дом Пресвятой Богородицы

mitropolia

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Телефон духовної підтримки Української Православної Церкви

 

Яндекс.Метрика

 

 



ПРОСТО О ГЛАВНОМ

 прот. Владимир Косточка

ОГЛАВЛЕНИЕ:

* В ЧЕМ СМЫСЛ ИСТОРИИ?

* ВЕРИШЬ ИЛИ НЕТ?

* ДИАГНОЗ

* ДОБРО И ЗЛО

* ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ

* ЗАЧЕМ МЫ ВМЕСТЕ

* КАК ЭТО БЫЛО?

* КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА

* КТО СВЯТ

* ЛИТУРГИЯ

* НАПОМИНАНИЕ ГОТОВЯЩИМСЯ К ИСПОВЕДИ

* НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

* О ЖЕЛАНИЯХ

* О ЛОЖНОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ

* О ПАТРИОТИЗМЕ

* О РАДОСТИ

* О СОВЕСТИ

* О СТРАДАНИИ

* ОПАСТНОСТЬ

* ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ С РАСКОЛЬНИКАМИ, СЕКТАНТАМИ, ЕРИТИКАМИ

* ПОЧЕМУ Я НЕ В ЦЕРКВИ

* СВОБОДА

* ТАИНСТВО БРАКА

* ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

* КОМУ ТЫ НУЖЕН?

 

В ЧЕМ СМЫСЛ ИСТОРИИ?

 

Человек – существо социальное. Живя в мире, мы не можем быть вне исторических событий. Мы стремимся в короткий срок жизни побольше узнать о том, что было когда-то, что происходит сейчас и даже пытаемся прогнозировать будущее. Хорошо это или плохо – не станем обсуждать. Попробуем ответить на вопрос: в чем смысл истории – войн, революций, разделений? Что движет нами?

Человек стремиться к гармонии с собой и с миром, и в поисках этой гармонии прилагает огромные усилия, пытается созидать. Откуда в человеке болезненное переживание контраста между желаемым, идеальным и реальной действительностью? Не заложено ли в глубине человеческой памяти чувство «потерянного рая»? И, сами того не подозревая, не стремимся ли мы вернуться в то первозданное состояние гармонии с собой, с Творцом и миром?

В бессилии построить рай земной без Бога, растратив остаток внутреннего мира, человек готов даже убивать и воевать в иллюзорной надежде так достичь счастья и комфорта. Поколение за поколением пытается одними внешними усилиями изменить мир. Но безуспешно, мы до сих пор не видим мира в мире, ведь все усилия бесплодны, теряют смысл без внутреннего перерождения духовного, без обращения и возвращения к забытому Творцу.

 к оглавлению ->

ВЕРИШЬ ИЛИ НЕТ?

 

Сейчас большинство  людей считает себя верующими. Но если честно посмотреть на то, как мы живем, понимаем – называться верующими у нас мало прав. Считая себя православными, мы забываем о том, что православие – это когда человек правильно славит Бога и душой, и словом, и делом – всем естеством человеческим. Мы же часто даже не знаем, чем православное учение отличается от других вероисповеданий. Но даже если человек верит, что православие есть единственный истинный путь к Богу, этого мало чтобы называться православным.  

  Мало знать дорогу, нужно уметь довериться Поводырю, да и самому прилагать усилия. Вера проявляет себя в доверии – если не доверяешь, то и не веришь. А доверяем ли мы Богу? Если, например, вместо молитвы и церковной службы мы спешим сделать свои хозяйственные дела, значит, мы не надеемся на заботу о нас Господа, не доверяем Ему, а значит, и не верим.

  Как еще можно проверить, насколько мы верующие? Раньше перед началом любого дела человек обращался в молитве к Богу, а уже потом приступал к действию. Мы же о молитве и Боге вспоминаем в последнюю очередь, и только если нас постигнет неудача. А значит, мы во-первых надеемся не на Бога, а на себя, и верим не в Бога и не Богу.

  По-настоящему верующий человек всегда помнит о том, что все в руках Божиих и любое дело начинает с молитвы.

 к оглавлению ->

ДИАГНОЗ

 

Как часто человек идет по жизни, не сомневаясь в собственной правоте и непогрешимости. Между тем, богооткровенное учение Церкви утверждает: «ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЗАРАЖЕНО ГРЕХОМ». Доказать справедливость этого утверждения не трудно. Проанализируем честно содержание наших мыслей на протяжении хотя бы одного дня. Как мало в них чистоты, любви, жертвенности и как много страхов, сомнений, зависти, осуждения, жадности, блуда, тщеславия и т.д. Пробуждаясь от сна, мы даем себе обещание, что с этого дня станем другими – сильными, добрыми, сдержанными, рассудительными. Но проходит несколько минут, и мы погружаемся в привычный океан страстей; чего не хотим, то делаем, а на то, что хотим, сил не находим. Если и удается нам иногда совершить добрый поступок, то понимаем, что двигала нами не любовь к Богу и людям, а опять гордыня и тщеславие.

«Что же делать?» - спросите вы.

Краткий ответ будет таким: учитесь надеяться не на себя, а на благодатную помощь Божию, которая дается ищущим ее через приобщение к Церковным Таинствам.

 к оглавлению ->

ДОБРО И ЗЛО

 

Бог зла не сотворил, Он сотворил только добро. А значит – зла в творении нет, т.е. оно не имеет бытия. Зло – это уклон к небытию, движение к мнимой цели, ложь, болезнь бытия. Бог сотворил человека свободным и попускает ему уклоняться ко злу, чтобы человек свободно утверждался в добре.

Добро оскудевает в мире от того, что мы, имея свободную волю, не всегда выбираем доброе, не даем ему в полной мере произрастать в нашей жизни. Зло – это неправильно понятая свобода и неверно направленная воля. Зло в мире – недостаток добра в каждом из нас, неполнота веры, любви, чистоты в каждом человеке.

Бог в общение со злом не входит, и если человек, будучи свободным, уклоняется ко злу, то союз его с Богом прерывается. И тогда наша духовная пустота проявляется в том, что мы именуем злом – в болезни, в смерти, войнах и вражде. Но почему Господь не оградит нас полностью от зла? Чтобы мы, соприкасаясь со злом, ощутили всю его противоестественность, инородность нашей человеческой природе, научились выбирать доброе, постарались не впустить грех в свою жизнь, исполняя заповеди Божии.

 к оглавлению ->

 

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ

 

Мы все стремимся влиять на события жизни – своей и ближних. И, как правило, при этом прибегаем к методам внешним, физическим, приземленным. Например, если человек делает что-то плохое, - возникает желание его наказать; и только потом мы вспоминаем, что обладаем даром молитвы, слова. Проще говоря, если что-то или кто-то нас не устраивает

  • поищем ошибку в себе, признаем свои недостатки, покаемся в своих грехах – возможно, мы своим поведением вызвали негативное отношение к себе;
  • помолимся о себе и своем обидчике, ведь возможность молиться – это великий дар Божий человеку, им нельзя пренебрегать; в молитве великая сила, и зная это силы зла делают все возможное, чтобы мы не молились;
  • мы обладаем даром слова, поэтому будем просить у Бога мудрости – говорить к созиданию, а не к разрушению.

Проявим с Божией помощью христианское терпение и смирение, когда обижают нас, но не побоимся применить и физическую силу в тех крайних случаях, когда при нас ругаются над слабыми.

 к оглавлению ->

ЗАЧЕМ МЫ ВМЕСТЕ

 

  Мы все живем в обществе, и довольно редко нам выпадает возможность уединиться. И хотя мы стремимся иногда к тишине и одиночеству, но через какое-то время  мы снова возвращаемся к  людям.

  Встает вопрос: существует ли высшая цель нашего совместного пребывания и в чем она? Сообща можно заниматься делами совершенно разными: от самых низких, простых, бытовых, до самых чистых, возвышенных и благородных. Вместе можно крушить, уничтожать, убивать; есть, пить и веселиться; можно трудиться и созидать; читать, учиться, познавать и рассуждать о возвышенном, а можно вместе – священнодействовать. Что значит священнодействовать? Если попытаться ответить кратко, то ответ будет таким: священнодействовать - значит Благодатию Божией, любовию, смирением, совместной молитвой, постом, покаянием, поучением, иногда и обличением помогать друг другу в достижении главной цели нашей жизни – в наследовании Царства Небесного, Жизни Вечной с Богом.  Не для этого ли высшего делания нам дана возможность быть рядом? И уже от нас зависит, используем ли мы ее, сумеем ли обрести друг друга в этой жизни для Жизни Вечной.

 к оглавлению ->

КАК ЭТО БЫЛО?

 

Бог сотворил человека бессмертным, наделил его сознанием и свободной волей. Бог не имел нужды в этом мире и в людях, а сотворил их по избытку своей любви и благодати. Человек был поставлен главою над всем сотворенным, от него зависело – быть творению с Богом, источником бытия, или отойти от Него и пойти по пути греха. Человек, неправильно поняв свободу,  избирает путь лукавый.

Сразу после отпадения человек ощущает на себе последствия жизни без Бога. В душе – искаженное восприятие действительности, страх перед Богом и недоверие Ему, страх перед себе подобными и перед низшими тварями, страх перед явлениями природы, оскудение любви, нежелание каяться. В теле – появление страстей, болезней, немощей и, наконец, смерть. Предел греха в человеке – полное богоотступничество и убиение себе подобных.

Но образ Божий, хотя и ослабленный и потемненный, не был утрачен человеком. Люди пытались что-то изменить: молились, постились, приносили жертвы, пытались каяться. Но полностью исцелить свою греховную природу было не в силах человека.

Человек пал и изменился, но Бог и любовь Божия неизменяемы. Бог приходит на помощь Своему падшему творению: открывает людям Свою Божественную волю, вершит чудеса и знамения через Своих Ангелов, пророков и праведников. Все книги Ветхого завета включают в себя историю постоянно возобновляемого Богом обещания спасения и его подготовки. Для полного исцеления греховной человеческой природы и всех последствий греха,  включая смертность, требовалось прямое Божественное вмешательство, и оно совершилось.

После грехопадения человек отпал от Бога и попал в рабство греху и диаволу. Но Творец не перестает помогать падшему человеку. Бог не отнимает раз навсегда дарованной свободы. От возжелал Сам приблизиться к человеку так, чтобы тот, не устрашаясь Его, мог бы вновь свободно совершить свой выбор и вернуться к Богу.

Ради спасения людей Бог воплотился и стал человеком. Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, во всем подобный нам, кроме греха. Богочеловек Иисус Христос прошел земную жизнь путем смирения, терпения, послушания. Ребенком рос в семье ремесленника, трудился, любил бывать в храме. По наступлении положенного времени принял Крещение от Иоанна Крестителя; постился, молился, проповедовал, исцелял немощных, питал нищих, нес тяготы жизни странника с апостолами; был несправедливо судим, жестоко мучим, распят с разбойниками. Пострадал не за Свои грехи, так как был безгрешен, а за наши грехи и грехи наших прародителей. Крестными страданиями Христос искупил род человеческий, победил смерть Воскресением; открыл тайну Второго Пришествия и Страшного Суда, послал в мир Духа Святого для Освящения и обожения человека. Теперь за человеком выбор – воспользуется ли он заслугами Христа, взыщет ли Царства Небесного.

 к оглавлению ->

КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА

 

Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает, укрепляет; приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Освящение воды приято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример преподан Самим Господом, когда Богочеловек Иисус погрузился в Иордан, освятив Собою водное естество.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления (19 января), называется Великим по особенной торжественности обряда. Накануне Богоявления        (18 января вечером)  вода освящается тем же чином. В древней Церкви был обычай в эти дни крестить оглашенных (готовящихся к Таинству Крещения), для чего и освящалось большое количество воды. В воспоминание Крещения Господня воду часто освящают на источниках, реках, прудах и колодцах. Вода, освященная Великим чином, называется Великая Агиасма (от греческого слова «святыня»). Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая Богоявленская вода в течении многих лет бывает  свежа, чиста и приятна.

Крещенскою водою окропляют храмы и жилища. Пьют ее и те, кто по какой-то причине не могут приступить к Святому Причащению (конечно, Таинства Евхаристии это заменить не может).

Некоторые ошибочно считают, что вода, освященная накануне и в сам праздник Богоявления – различны, но на сомом деле они освящены одним и тем же Великим чином.

Крещенская вода должна быть в доме каждого православного. Ее бережно хранят в святом углу возле икон и пьют утром натощак и вечером перед сном.

 к оглавлению ->

КТО СВЯТ?

 

Слово «святой» имеет много значений.

Святым является только Бог, ибо обладает природной, а  не приобретенной, святостью. Люди же, удостоившиеся святого Крещения, получают святость по причастию Святому Богу. И святыми они называются потому, что получили освящение благодатью Святого Духа от возрождения свыше. Ко всему этому они получают всегда освящение от Божественных Таин, потому что причащаются Святого Тела и Крови нашего Господа. И насколько они приближаются к Богу благодаря исполнению Владычних заповедей, настолько более освященными восходят к совершенству. Насколько же, напротив, удаляются от Бога из-за оставления заповедей, настолько, лишаясь освящения, оказываются одержимыми страстьми, и зло в них возрастает.

Итак, те, кто удостоился возрождения от Святого Духа, не имеют никакого препятствия называться святыми и по благодати чадами Божиими. Поэтому и слышим мы на Литургии перед Причащением возглас священника: «Святая – святым».

Святость христианина не в собирании как можно большего числа «заслуг» перед Богом, но в углублении сознания, что «Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».

Святые – это люди, в которых исполнилось назначение человека, в которых осуществилось богоподобие и образ Божий воссиял в первоначальной красоте. Но свят и тот, кто, может, и не достиг в этой жизни полного бесстрастия, то есть не освободился до конца от власти греха, но до последнего вздоха боролся с грехом в себе и с Божией помощью хранил заповеди Христовы.

Число святых нам неизвестно. Не все святые прославлены Церковью, но канонизированные святые даются нам как пример истинной жизни. Они же – молитвенники и ходатаи за нас перед Богом. Они, как светильники, призваны освещать нам путь, но светят не своим, а Христовым светом, светом Его Божественной любви.

 к оглавлению ->

ЛИТУРГИЯ

 

Для чего мы приходим в храм? Что мы надеемся обрести здесь? Что стоит в центре всей православной жизни?

Главным богослужением христианской Церкви является Божественная Литургия. Чтение Евангелия, совместные молитвы и прошения верующих, Таинство Евхаристии (Причастия) – все это есть наше участие в священной трапезе, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками Апостолами прежде, чем состоялось Таинственное и великое Искупление всего рода человеческого на Голгофе. Каждая Божественная Литургия воспроизводит собою эту Спасительную  Жертву Христа. Право совершать такое действие Сам Господь дал Своим ученикам и их  преемникам – священнослужителям, получающим священный сан через рукоположение. Во время Божественной Литургии священник в алтаре произносит молитвы и прошения о ниспослании Святого Духа на хлеб и вино, чтобы они были таинственно претворены в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя. И верующие с благодарностью принимают эту духовную пищу, соединяющую нас со Христом и дающую великую защиту и покровительство.

Значение Литургии в жизни верующего столь велико, что пропустивший ее три воскресных дня подряд без уважительной причины клирик извергается из клира, а мирянин отлучается от Церкви. (По 80-му правилу VI Вселенского Собора).  

 к оглавлению ->

НАПОМИНАНИЕ ГОТОВЯЩИМСЯ К ИСПОВЕДИ

 

  • Исповедь (покаяние) – таинство, учрежденное Богом.
  • В таинстве покаяния грехи отпускает Бог через законно рукоположенного священника.
  • Исповедь пред Богом, вне Церкви и священства, может быть полезна в нравственном смысле, но таинством не является, и от грехов человек не разрешается.
  • Не ищите «хорошего» батюшку, достаточно, чтобы священник был законно рукоположен в истинной Православной Церкви, не был еретиком или раскольником.
  • Не путайте таинство покаяния с «разговором по душам». Побеседовать со священником можно до или после исповеди.
  • Не откладывайте исповедь «на потом», завтрашнего дня может не быть.
  • На первых порах пользуйтесь вспомогательной литературой. Записывайте грехи для напоминания себе.
  • Начинайте исповедь с главного, «самого страшного», насущного.
  • Таинство не свершается и грехи не прощаются, если преднамеренно утаить грех.
  • Не обвиняйте на исповеди ближних, сопричастных вашему греху.
  • Каяться – значит иметь решимость с Божией помощью покончить с тем или иным грехом.

 к оглавлению ->

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

 

Достаток и жизненные блага не являются чем-то греховным. Честный труд, забота о ближнем, помощь нуждающемуся – дела богоугодные. Но мы слишком спешим. Нам хочется сразу всего и побольше. Мы становимся беспокойными, раздражительными, болезненными; забываем не только о ближних, о Боге, но и о себе. И в конце концов не приобретаем, а теряем.

Священное Писание говорит, что изначально все блага Господь дал человеку в дар. Но то, что получено без труда, не всегда ценится. Вместо благодарности и любви человек отплатил непослушанием. С тех пор нам приходится прикладывать усилия, трудиться ради нашего исправления. Начиная труд, мы часто недоумеваем – с чего начать?

Из многих жизненных целей нам надо определить главную. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. И поэтому забота о чистоте души, ее обожении,  освящении должна стоять у человека на первом месте.

Начиная дело, вспомним свои немощи и величие Божие, не будем надеяться на себя, но сначала попросим у Творца благословения на начинаемый труд.

Вначале Господь дает человеку малость, которой мы способны распорядиться без вреда для себя. Если мы разумно распорядились малым, то Господь дает и большее. Блага этой жизни даются во временное пользование, и за все мы будем давать отчет. Если мы оправдываем доверие Божие к нам, Господь дарует нам не только изобилие земное, но и блага вечные.

 к оглавлению ->

О ЖЕЛАНИЯХ

 

Все мы сознаём, что большинство неприятных моментов в жизни происходит из-за наших необузданных греховных желаний. Даже когда мы понимаем, что то или иное желание греховно, мы всё-таки побеждаемся им. Некоторые философские и религиозные учения утверждают, что решение проблемы в полном избавлении от желаний. Но на деле, когда мы пытаемся избавиться от них, мы терпим поражение и наносим вред собственной природе, физическому и психическому здоровью. Мощная желательная сила заложена в человека Творцом. Изначально она была обращена к Богу и к вечности. После грехопадения эта сила отвратилась от Творца и обратилась к твари.  Человек возжелал временного и тленного, земные блага стали для него целью, а не средством. Человек поставил их на место Творца, впадая в грех идолопоклонства.

Бесплодны и самонадеянны попытки преодолеть желательную силу. Только благодатию Божией мы можем исцелить ее. Благодать же дается ищущим ее, лишь тем, кто в Церкви очищает и питает душу в Таинствах Исповеди и Причастия.

 к оглавлению ->

О ЛОЖНОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ

 

Опаснейшим ядом, отравой, против которой не нашел противоядия даже Светлый Ангел, в последствии ставший дьяволом, является горделивое стремление к независимости. Чем же оно опасно?

Из школьного курса истории мы узнаём, что такое «натуральное хозяйство», - это когда все необходимое для жизни производится в самом полисе (городе, селении) и помощь извне не нужна. Мы тоже мечтаем быть самодостаточными и независимыми не только от ближних, но даже от Бога, и в какой-то мере нам это удается. Мы взрослеем, и уже, как нам кажется, не нуждаемся в помощи, и этим лишаем себя не только радости общения. Нам уже не нужна любовь ближних, милость Божия; а где нет любви, там всё теряет смысл. Мы становимся «кузницами своего счастья», мы «всё делаем сами», и в этом наше трагедия и ошибка.

Чрезмерно заботясь о своем «Я» и прикладывая подчас титанические усилия, мы лишаем Творца возможности явить Свою заботу о нас и поэтому в нашей жизни нет места чуду, а значит вера наша слабеет.

Итак, если мы не имеем любви к Богу и людям и если мы сами не нуждаемся в чьей-то любви и заботе, то плодами нашего индивидуального прогресса являются – самость, гордыня, тщеславие и, в конце – концов – горькое состояние одиночества и богооставленности…

Если Вы не хотите прикоснуться к состоянию ада еще в жизни земной – не идите путем ложной самодостаточности.

 к оглавлению ->

О ПАТРИОТИЗМЕ

 

Патриотизм – одно из проявлений любви, в данном случае – любви к Родине, отечеству, соотечественникам. Любовь – желание высших благ кому-либо или чему-либо. Настоящая любовь – та любовь, которая заботится не только о наших земных благах (телесных, физических), но и благах вечных (высших, духовных, бессмертных). Например, хорошие родители заботятся не только о желудке, здоровье, одежде и образовании ребенка, но и о его моральном, нравственном, духовном состоянии; так как понимают, что первое без второго не даст благих плодов и не сделает человека по настоящему счастливым.

К благам духовным мы приобщаемся чрез Церковь Христову. Только в Церкви человек может очистить покаянием свою душу и освятить свое естество причащением Святых Христовых Таин и таким образом предуготовить себя к вечной жизни с Богом. Церковь Христова есть только одна (Единая), хотя мы и знаем, что есть Православная Церковь в Украине, Православная Церковь в России, Сербии, Греции и т.д. Это одна и та же Единая Церковь, хотя видимо (территориально) и находится в разных местах, государствах.

Естественно, раскольники, еретики, сектанты, атеисты к Церкви не относятся, лишены благодати Духа Святого. Эти люди к высшим благам не приобщаются и потому преподать или желать их другим не могут, а значит, их патриотизм не простирается далее внешних, земных ценностей.

Если мы любим отечество и желаем помочь ему, давайте вначале поможем себе. Избавимся от собственных греховных болезней путем покаяния, а потом уже будем «спасать мир».

 к оглавлению ->

О РАДОСТИ

 

  Мы сотворены Богом для радости – радоваться человеку естественнее, чем скорбеть, и поэтому нам нравится быть в хорошем расположении духа.

  Радуется душа, и эта радость передается в какой-то мере и телу, и разуму, и, в конце концов, радуется все человеческое естество.

  Бывает так, что мы радуемся, вспоминая те места, где нам когда-то было хорошо, и время от времени стремимся туда возвратиться, что бы набраться сил. Так и душа человека стремиться к Создателю, потому что узнает в Нем источник своего бытия и своей радости.

  Когда-то давно люди отпали от Творца, осквернили души, омрачили свое естество грехами и теперь не могут отражать в себе, как в чистом зеркале, божественные качества, и поэтому разучились радоваться.

  Но без Бога истинной радости не бывает и не поможет нам ни талант, ни искусство, ни даже чувство юмора, пользуясь плодами которого мы пытаемся себя развеселить. Конечно, можно на протяжении какого-то времени веселить себя искусственно, радоваться фальшивой радостью, отвлекая и развлекая себя. Но человек разумный и честный долго себя обманывать не сможет, так как чувствует в глубине души, что сам по себе, без Бога, он не является источником радости.

  Возрождение первозданного состояния радости возможно только через веру и покаяние, только так возможно очищение и обожение нашей природы и возвращение к творцу как источнику радости.

 к оглавлению ->

О СОВЕСТИ

 

Даже если мы не верим в Бога и в Его Святые Заповеди, мы чувствуем, что и в состоянии неверия нами руководит нравственный закон. Этот закон мы называем совестью.

Совесть – это то немногое, что отличает человека от животного. Человек, как говорят философы, это «животное с красными щеками», т.е. единственное существо, способное переживать чувство стыда и угрызений совести. Если человек и не познал еще веру истинную, но при этом внимательно прислушивается к голосу совести и деятельно реагирует на него, то такого человека не оставит милость Божия. И наоборот, человек, который не прислушивается к обличениям совести, не может надеяться на благую участь.

Совесть мешает человеку в полной мере «насладиться» грехом и поэтому мы часто пробуем ее усыпить, заглушить, растоптать, пытаемся от нее отвернуться. Но тщетны наши усилия. Избавиться от совести невозможно, ибо она всеяна Творцом. А значит, совершенно бессовестных людей не бывает.

Быть может, на Суде в преддверии вечности мы будем отвечать в такой степени, в какой нас обличает наша совесть. Поэтому лучше стараться жить в мире со своей совестью и быть во всем честным до конца.

 к оглавлению ->

О СТРАДАНИИ

 

Отчего мы страдаем? Казалось бы, ответ ясен, есть множество причин, и если мы только попытаемся их перечислить, нам не хватит бумаги: болезни, бедность, неразделенная любовь, неудачи по работе и пр. Но согласитесь, состояние неудовлетворенности не покидает и того человека,  у которого, будто бы, все составляющие для счастья есть. Откуда же тогда появляется это «томление духа», мешающее нам наслаждаться благами жизни?

  В древние времена человечество, в лице своего праотца Адама и праматери Евы, по гордыне и неразумию отпало от Создателя, и с тех пор жгучее чувство ущербности, богооставленности, «потерянного рая», нам не дает покоя. Как бы и чем бы человечество не пыталось заменить себе Отца Небесного – оно обречено на неудачу. Бога невозможно заменить и его не нужно искать там, где Его нет, к Богу нужно возвращаться.

  Когда–то один мудрец сказал, что душа наша по природе своей  - христианка, и быть человеку с Богом естественнее, чем без Него. И сколько бы не пытались мы быть счастливыми сами по себе, без Бога – у нас все равно ничего не получится, потому что изначально люди сотворены как существа богоподобные, предназначенные для постоянного богообщения, которое сейчас происходит не только через молитвы, но и через Церковные Таинства.

  Мы научились изощренно отвлекать себя от тяжелых мыслей по поводу смысла жизни, вернее его отсутствия, и, согласитесь, нужно иметь смелость, чтобы признаться в бессмысленности безбожного бытия и начать прилагать усилия для решения этой вечной проблемы, которая сама по себе никуда не денется.

к оглавлению ->

 

ОПАСТНОСТЬ

 

Если бы мы вдруг узнали, что кому-то из наших близких угрожает смертельная опастность, мы во что бы то ни стало попытались бы предупредить этого человека, оградить его от неприятных обстоятельств. И если бы нам это удалось, мы бы очень радовались этому и обязательно вменили бы это себе в заслугу.

В нашем желании помочь ближнему нет ничего удивительного. Удивительно, что вопиющее большинство окружающих нас людей находятся именно в таком состоянии крайней опасности, опасности, а мы почему-то этого не замечаем и соответственно не предпринимаем не только экстренных, но вообще никаких мер. Не замечаем и не предпринимаем потому, что и сами очень часто находимся в таком же состоянии, а потому привыкли к нему и не замечаем его.

О какой же опасности идет речь? Об опасности погибнуть, опасности умереть, и не просто смертью телесной, смертью физической, но смертью духовной, вечной и окончательной. Такая смерть не есть приговор или наказание, но результат нашего свободного выбора и стремления. Ведь если в этой краткой земной жизни, которая, по сути, является экзаменом на пути к жизни вечной, мы выбираем лишь земное, временное и тленное, то вполне справедливо будет, если вместо вечности мы получим то, что являлось предметом наших стремлений. И возможно, за порогом смертным состояние ада и будет переживанием контраста между тем, что получили, и тем, что могли бы получить, но чего лишись.

 к оглавлению ->

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ С РАСКОЛЬНИКАМИ, СЕКТАНТАМИ, ЕРИТИКАМИ

 

Когда мы входим в храм, ставим свечи, молимся, исповедуемся, причащаемся, прикладываемся к иконам и святым мощам, то ощущаем воздействие Благодати Божией. Это главная сила, на которую мы надеемся. Она присутствует только в Церкви Христовой.

Еретические, раскольнические, сектантские сообщества этой силы не имеют. Там может присутствовать только фактор человеческий – моральный, психологический, но не духовный.

Откуда появилась эта сила?

На 50-й день после Воскресения Христова Дух Святой сошел на апостолов, укрепил их в деле проповеди Евангелия, излил на них Свои дары (исцеления, пророчества, чудотворения и т.д.). апостолы сообщали эту Благодать своим последователям – мужам апостольским, епископам – через возложение рук на их главы и молитву о ниспослании им Духа Святого.

В истинной церкви цепочка рукоположений непрерывна, ее можно проследить от апостолов до наших дней, до современных священнослужителей (епископов, священников). Благодать Святого Духа несомненно действует только там, где есть законно рукоположенная иерархия священнослужителей. Там, где законная иерархия отсутствует, нет и Благодати Божией. Пребывая в таком сообществе, даже если оно и именует себя церковью, человек лишается полноты Благодатных Даров.

Если часть священнослужителей и верующих уклоняется в ересь (искажение учения церкви) или раскол (неповиновение решениям Вселенских и Поместных Соборов, через которые глаголет Дух Святой), то они также оказываются вне Церкви и лишаются Божией Благодати.

 к оглавлению ->

ПОЧЕМУ Я НЕ В ЦЕРКВИ

(найди свой вариант ответа)

 

Потому, что:

  • Бог у меня в душе.
  • Я много работаю и у меня нет времени.
  • Нас этому не учили.
  • Нам это запрещали.
  • Там все очень грешные.
  • Там все очень праведные.
  • Там много непонятного.
  • Там все очень просто.
  • Там все очень сложно.
  • Там много людей и они мне мешают.
  • Туда мало кто ходит, стало быть, и мне там  нечего делать.
  • Там очень большой храм и я там теряюсь.
  • Там очень маленькая церквушка и мне там тесно.
  • Там за все нужно платить, а лишних денег я не имею.
  • Там для неимущих все свершается бесплатно, но для меня это унизительно.
  • Я еще очень молод, чтоб думать о смерти, это дело стариков.
  • Я уже очень стар, чтобы становиться верующим, это дело молодых.
  • Поверить, значит возложить на себя ответственность, а это бремя.
  • Признать себя верующим – значит иметь в дальнейшем смелость не стесняться своей жизненной позиции, а я так не смогу.

 

Но Бог – Творец вселенной существует, и Он не равнодушен к нам.

Он воплотился и пришел к нам Сам.

Осталось нам найти Его.

к оглавлению ->

 

СВОБОДА

(от славянского «свое бытие»)

 

Это слово у нас ассоциируется с людьми большими, сильными, красивыми, умными и богатыми. Именно их мы считаем наиболее свободными и стараемся быть во всем похожими на них. Но если мы хотя бы немного вникнем в реальную жизнь «свободных» людей, то поймем – хорошо там, где нас нет.

К великому сожалению, внешней величине часто сопутствует внутренняя пустота, физической силе – духовная расслабленность, сияющей красоте – моральное уродство, кичливой интеллектуальности – растерянность при разрешении элементарных житейских проблем, материальному изобилию – неуверенность в завтрашнем дне.

Мы часто становимся рабами неправильного отношения к собственной жизни, к тем талантам и возможностям, которыми нас одарил Творец. Почему-то нас постоянно преследует иллюзия того, что кто-то или что-то целенаправленно мешает нашей свободе и нашему счастью. Мы начинаем битву с «ветряными мельницами» и в итоге сами себя истощаем.

Можно находиться в заключении  и ощущать себя свободнее и независимее находящегося на воле. А можно внешне быть самым свободным, но чувствовать на себе тяжкое бремя греховных привязанностей. Это относится и к вопросу о политической свободе.

Свобода есть, во-первых, освобождение от собственных грехов и страстей, а уже потом - от  внешних поработителей. Если мы победим грех в себе, то обнаружим, что воевать уже не с кем.

 к оглавлению ->

ТАИНСТВО БРАКА

 

Брак – это Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В священном Писании и в богослужебных текстах много образов, в которых душа человеческая уподобляется невесте, а Господь – Жениху. А брак и брачный пир служат образами высоких состояний духовной жизни.

Земная любовь, если она не обретает благодатного освящения, непрочна. Без помощи свыше она легко вырождается в личный эгоизм, муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей.

В Таинстве Брака (Венчания) брачующиеся получают дар высшей благодатной Христовой любви.

Бесспорное главенство в семье мужа и отца есть его большая духовная ответственность как кормчего «малой Церкви», т.е. семьи, подобно жертвенному попечению Господа о всей Церкви Его.

Жена как помощница мужа, в особенности в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является сущностью женского предназначения.

Все совместно переживаемое двумя любящими людьми – это как бы вино в сравнении с водою единоличных переживаний, но Господь претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской в образ Евхаристического претворения вина в Его святую Кровь, которая призвана соединить уже всех с Господом и между собою.  

 к оглавлению ->

ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

 

Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. И тело, и душа нуждаются в питании. О пище телесной мы знаем много, так как если тело оставить без пищи хотя бы на несколько дней, оно начинает умирать. Душа же истощается, иссыхает незаметно для наших телесных очей. Забота о бессмертной душе должна быть у человека на первом месте. Питают и оживотворяют душу святые Церковные таинства.

Таинства – это священные действия, через которые тайным образом действует на человека благодать, или спасительная Сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение и Покаяние – исповедь (обязательные для всех) и Священство, Брак, и Елеосвящение.

  • В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
  • В Миропомазании получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую.
  • В Причащении питается духовно.
  • В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.
  • В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств.
  • В Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей.
  • В Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных.

Если человек живет, не прибегая к таинствам Святой Церкви, то он не христианин, так как сознательно лишает себя благодатной помощи Божией.

к оглавлению ->

КОМУ ТЫ НУЖЕН?

 

Каждый из нас ощущает недостаток внимания, участия, любви. Все мы чувствуем себя незамеченными, неуслышанными, недооцененными. Мы все ждем, когда же произойдет главное в нашей жизни, когда нас заметят, оценят, полюбят? Переживая такие состояния, мы часто забываем о том, что рядом с нами живут такие же, как и мы, алчущие и жаждущие участия и любви страдальцы, и, возможно, именно мы являемся теми самыми ближними для них людьми, на которых возлагается вся ответственность за равнодушие и безучастие, за их оставленность. Возможно, если мы, хотя бы на минуту забыв о себе, подарим им свое   внимание и заботу, милостивый и всещедрый Господь через чье-то сердце и душу позаботится и о нас самих. Но, по большому счету, «нам всем давно пора понять: мы никому на свете не нужны, кроме Господа Бога» (архим. Иоанн Крестьянкин).

  к оглавлению ->

 

 

 

свт. Николай Чудотворец

свт. Николай Чудотворец

Православный календарь

Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери

kazan icona BM