УКРАИНСКАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   ЦЕРКОВЬ

КИЕВСКАЯ   МИТРОПОЛИЯ      

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
при 17-й городской больнице г.Киева

Старайся жить в присутствии Ангела Хранителя – и увидишь, как дивно он всё устроит. /Архимандрит Иоанн Крестьянкин/

  

храм
свт. 
Николая Чудотворца

hram 1

Полезные ссылки

Наша лепта

Украина - дом Пресвятой Богородицы

mitropolia

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Телефон духовної підтримки Української Православної Церкви

 

Яндекс.Метрика

 

 



ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Начало воскресной школы при нашем храме можно отнести к 2005 году, когда настоятель храма отец Владимир благословил двум прихожанкам храма проводить еженедельные занятия с детьми – пациентами стационара больницы, на территории которой расположен храм. Занятия проводились в помещении больничной столовой. В коридорах и в палатах детского отделения были развешены объявления о том, что каждое воскресение в 13 часов для желающих проводится занятия воскресной школы. За 15 минут до начала занятия мы проходили по всем палатам и приглашали на воскресную школу всех желающих. Обычно на занятие собиралось 10-15 человек. Возраст от 2-х лет (на руках у мам) до 14. Как правило, дети были крещены в православии, но приходили и некрещеные и греко-католики, и католики. Степень воцерковления детей тоже была самая разная. Чаще дети были невоцерковлены и имели самые смутные представления о Церкви. Дети, которые знали какие-то молитвы, бывали на службе в храме и участвовали в церковных таинствах, были скорее исключением, чем правилом. Дети, которые подолгу лечились в стационаре, успевали побывать на пяти-шести занятиях, кто-то приходил 2-3 раза, но большинство выписывалось раньше, и для них занятие нашей воскресной школы было первым и последним. И вот в такой пестрой аудитории надо было постараться провести занятие так, чтобы всем было и не очень скучно, и не очень трудно и, главное, захотелось прийти в православный храм – в наш, на территории больницы, или в ближайший к дому – а дети были из самых разных областей Украины.
 
  Со временем у нас сложилась нежесткая схема занятия, которая давала возможность и готовиться к нему, а не проводить совсем спонтанно, и в то же время позволяла свободные отступления в зависимости от возраста детей, степени воцерковленности и возникающих по ходу вопросов. 
 
 v_shНачинали с пения молитвы «Отче наш» или «Царю Небесный», потом рассказывали, кто мы и откуда, знакомились с детьми. Спрашивали, кто крещен, носят ли они крестики, бывают  ли в храме, знают ли, как правильно перекреститься, как правильно складывать пальчики при крестном знамении, почему мы складываем пальцы именно так и что это значит. Говорили о том, что православные верят в Бога Троицу – Единого в трех Лицах и что в Иисусе Христе – Сыне Божием две природы – Божественная и человеческая. Обязательно брали на занятие икону Воскресения Христова. Спрашивали, что это за икона, когда ее можно увидеть в храме (каждое воскресенье и на Пасху), какой самый главный праздник в году, как мы приветствуем друг друга на Пасху (это краткое приветствие – главное, во что верят православные христиане).
 
Если кто-то из старших детей или их тех, кто не первый раз приходил на наши занятия, мог ответить на все эти вопросы, то это делал он, если нет – то преподаватель.  Потом мы говорили о том, какой праздник празднует Церковь в этот воскресный день или на прошедшей неделе, память каких святых, каких икон Богородицы, рассказывали и смысле праздника или  житие святого или историю иконы (нужные иконы брали с собой). Если на прошедшей неделе не было большого праздника, спрашивали детей, знают ли они что-то о жизни святых, чьи имена они носят. Если по ходу возникали любые вопросы – отвечали на них. Говорили о том, что святые – это те, что был с Богом и в этой жизни и сейчас их души с Богом. Что нужно нам, чтобы быть всегда с Богом – о заповедях Божиих, о Церкви, о таинствах. В конце занятия  говорили, какие службы будут на неделе в храме, учились правильно писать записки о здравии и о упокоении (бланки записок брали с собой), приглашали всех в храм и в завершение пели молитву «Достойно есть».
 
Примерно через год таких занятий  в больнице о. Владимир благословил вести детскую школу при храме с детьми прихожан. Опыт больничной детской школы очень пригодился. У нас небольшой храм и не набиралось такого количества детей, чтобы разделить их по возрастным группам, Поэтому на воскресную школу при храме приходили дети в возрасте от 4 до 14 лет. Первое время мы применяли ту же нежесткую схему занятия, что и в больничной воскресной школе. Но в школе при храме было то преимущество, что дети ходили в течение всего года и даже ряда лет, и можно было уже более глубоко изучать какие-то темы.  Мы выбирали каждый год какую-то приоритетную тему, но неизменно касались и говорили о праздниках и святых которых вcпоминала Церковь на прошедшей неделе.
 
Главной темой первого года была «Православный храм» - внешнее и внутреннее устройство, символика, священные предметы, церковные облачения, святыни храма, как вести себя в храме, о благоговейном обращении со святынями…
Тема второго года  «Литургия» - основные моменты службы, смысл Литургии, о таинстве причащения, как готовиться к причастию, молитвы «Верую» и «Отче наш».
Тема третьего года «Евангелие» - сколько их, кем написаны, на каких языках, события земной жизни Христа,  евангельские притчи…
Тема четвертого года «церковный календарь» - старый и новый стиль, Пасха – главный праздник Церковного года, двунадесятые праздники, великие праздники, дни памяти великих святых, дни памяти святых, чьи имена  мы носим, переходящие и не переходящие праздники. Посты. Страстная и Светлая седмица. Чины святых…
Тема пятого года «Молитвы» - Молитва Господня, Трисвятое (история), Достойно есть (история), краткие молитвы, молитва святому. Чье имя ты носишь, утренние и вечерние молитвы, молитвы в течение дня, молитвы на богослужении, об Иисусовой молитве…
Тема шестого года «Церковно-славянский язык» - азбука, титла, слова с титлами, буквы, не имеющие аналогов в современной азбуке, цифры, трудные церковно-славянские (непонятные) слова, чтение отрывков из Евангелия…
Приоритетная тема года – эта тема, в которой выдерживалась какая-то последовательность и преемственность в течение года, но не единственная тема, которой касались на занятиях. Всегда отвечали на любые возникающие вопросы, говорили о заповедях Божиих, о каких-то случаях из школьной или домашней жизни, где ребенок ощутил явную помощь Божию по молитве.
Малышам, приходящим на школу, предлагали что-то нарисовать по теме занятия, и часто один преподаватель занимался со старшими, а второй тихонечко рядом с малышами.
  Наши занятия после Божественной Литургии традиционно начиналось чаепитием, во время которого мы читали детский патерик или ставили мультфильмы, подходящие по теме.
  Несколько раз готовились выступления детской школы на Рождество, на Пасху, на храмовый праздник, в которых участвовали все - от малышей до старших.  Украшали помещение детской школы перед Рождеством, участвовали в конкурсе рисунка, знакомились с тем, как делаются свечи, приглашали наших храмовых мастеров и знакомились с искусством изготовления древнерусской кольчуги, что оказалось интересно не только мальчикам, но и девочкам, регулярно ездили в паломничества, организованные для прихожан нашего храма, участвовали в конкурсе детских школ при Храме Всех Святых (Галерея «Соборная»), в праздновании масленицы при Ильинской церкви и многое другое.

 

свт. Николай Чудотворец

свт. Николай Чудотворец

Православный календарь

Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери

kazan icona BM